Логпед_1_Инт..jpg

Поделиться

Услуги логопеда

Предлагаем услуги квалифицированного логопеда дефектолога со стажем работы более 20 лет

Обратиться к логопеду никогда не рано и никому не поздно

Логопед работает с людьми всех возрастов: от рождения до зрелости, ведь нарушения, не откорректированные в детстве, остаются у некоторых взрослых людей довольно долго.

Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду обращаться рано, может сыграть с вашим ребёнком злую шутку. Многие родители, дети которых говорят плохо или вообще не говорят в 2-3 года, часто отмахиваются, зная семейные истории про поздно заговоривших родственников. Иные вспоминают старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «всё и так было хорошо».

Стоит ли ждать, пока ребёнок «сам разговорится» или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Ни для кого не секрет, что любую болезнь легче вылечить на начальной стадии. Так и с речью - нарушения куда легче поправить в раннем возрасте, чем потом навёрстывать упущенное. Ведь время играет против хороших результатов.

Большинство современных детей имеют отклонения в речевом и/или психологическом развитии. Конечно, это может быть просто задержка речевого развития, с которой справится любой логопед. Но довольно часто истинная причина нарушений кроется в неврологии или психиатрии.

Именно поэтому Центр "О`Гений" оказывает весь спектр услуг логопеда, дефектолога, психолога, а также использует современные и классические методики для достижения результата

Типичные вопросы родителей

Когда обращаться к логопеду в первый раз?

Что такое «нормальное развитие»?

Срочно «бежать» к логопеду или можно подождать?

Справится ли с проблемой логопед или требуется посетить дефектолога?

Ответы на эти вопросы и просты и сложны одновременно.

Часто при оценке развития ребёнка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыш произносит звуки, и не спешат к специалисту, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

В идеале, даже когда речь ребёнка, на ваш взгляд, развита хорошо, всё-таки стоит посетить вместе с малышом консультацию дефектолога. Лишним это уж точно не будет.

Мы привыкли, что работа логопеда связана только с постановкой звуков, но это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи,

  • коррекция произношения,

  • накопление и совершенствование словаря,

  • развитие фонематического слуха,

  • развитие грамматической стороны речи,

  • развитие артикуляционной моторики,

  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические отклонения, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его маленьким достижениям всё больше растут.

Нарушение нормального темпа развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых норм для данного возраста, называются задержкой психического развития и являются сферой деятельности дефектолога.

Когда можно начинать заниматься с ребёнком?

Заниматься речью ребёнка стоит с самого рождения.

Это значит, что необходимо:

  • говорить с ребёнком,

  • говорить чётко и понятно, эмоционально,

  • говорить ребёнку "в глаза", чтобы он видел рот говорящего,

  • когда малыш начинает осознанно произносить звуки, просить его повторять несложные слова, проговаривая их чётко и понятно

  • хвалить малыша, если у него получается,

  • когда ребёнок говорит слова, исправлять неправильное произношение,

  • не использовать в своей речи "детских" слов (ням-ням, бибика и т.д.)

  • обязательно читать и петь ребёнку, играть с ним в пальчиковые игры,

  • учить стихи, песенки, потешки, скороговорки.

Нормы развития ребёнка

Для того, чтобы эти неприятности обошли вас стороной, необходимо обратиться к специалисту в самом раннем возрасте - как только вы заподозрили задержку развития.

Вехами, позволяющими родителям сориентироваться в нормах развития ребёнка, могут служить следующие моменты.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

В самом раннем возрасте у младенца нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы»).

В 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Где баба?», не реагирует на своё имя.

В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

В 2 года ребёнок не разговаривает.

В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).

Если ребенок всё понимает, а говорить не хочет, либо много и активно говорит на «своём» языке, а понятных и простых слов почти нет.

К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».

К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.

После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».

Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (например, «к» заменяет на «т»).

Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу. 

Не хочется вас пугать, но принимаемые родителям за упрямство или лень симптомы могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае их выявления необходимо как можно раньше начать коррекционные занятия, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

К 4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить всё слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.

Речь ребёнка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают.

Ребёнок многие звуки произносит мягко, как будто он еще маленький; или в речи преобладают твёрдые звуки, будто у него акцент.

При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз. У него грассирующий звук.

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.

Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.

Не стремится к общению.

Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.

Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.

К 5 годам у ребёнка не сформирована связная речь. Он затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.

Если ребёнок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька».

Здесь могут быть 2 причины. В одном случае логопед выявит у ребёнка дизартрию. В другом источником могут служить психологические проблемы — так ребёнок хочет привлечь к себе недостающее ему внимание.

К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он неправильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

Ребенок старше 6 лет не произносит правильно какие-то звуки, либо начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

К этому возрасту у ребёнка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет. 

Школьные проблемы

Речь - важнейшая психическая функция, которая позволяет ребёнку думать, взрослеть и общаться. Правильное и чёткое произношение - необходимое условие для успешного обучения. В школьном возрасте, когда звукопроизношение окончательно сформировано и закреплено, исправить его недостатки становится намного сложнее.

Если же ребёнок пришёл в первый класс с непоставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

Если ребенок, учащийся в начальной школе (7-10 лет):

  • имеет проблемы со звукопроизношением,

  • при письме пропускает или заменяет буквы, слоги,

  • медленно читает, часто придумывает конец слов,

  • с трудом понимает смысл прочитанного, не может пересказать текст,

вам также нужна помощь специалиста.

Дисграфия и дислексия

Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но здесь речь идет о специфических, стойких трудностях в процессе письма и чтения, обусловленных отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают акт письма или чтения.

В логопедии такие нарушения именуются как дисграфия (от греч. dis - приставка, означающая расстройство, grapho - пишу) - нарушение процесса письма и дислексия (от греч. dis - приставка, означающая расстройство, lego - читаю) - нарушение процесса чтения.

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в таких ошибках на письме, которые не связаны с незнанием грамматических правил, т.е. с дизорфографическими ошибками.

Например, если ребенок пишет "вада" (вода) - это не будет примером дисграфии, поскольку "а" в корне слова связано с незнанием правила о написании безударных гласных в корне слова. Если же ребенок пишет "вота" (вода) - это свидетельствует об отражении в письме неправильного произношения или трудностях в выборе буквы, что является характерным для дисграфии.

Основная особенность дисграфических ошибок состоит в том, что они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Дети пишут так, что, не зная, что им было продиктовано, невозможно прочитать, написанное. Например, "чипсы" (щипцы), "деваска на дя" (девочка Надя), "лука" (рука).

Вот наиболее часто встречающиеся из них:

замены букв (СКОЛА вместо ШКОЛА, КРУСА вместо ГРУША);

пропуски букв (КОФЕТА вместо КОНФЕТА, КЛЧ вместо КЛЮЧ);

вставка лишних букв (ЛАНМПА вместо ЛАМПА);

недописывание слов (ЗЕЛЕН вместо ЗЕЛЕНЫЙ, КАРТИН вместо КАРТИНА);

слияние нескольких слов в одно (МАМАМЫЛА вместо МАМА МЫЛА) или разделение одного слова на части (У ТКА вместо УТКА);

неправильное согласование слов, ошибки в употреблении предлогов (НА СТОЛОВ вместо НА СТОЛАХ, ЯРКАЯ СОЛНЦЕ вместо ЯРКОЕ СОЛНЦЕ);

замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (и-ш, п-т), или элементов, различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш).

Основные проявления дислексии состоят в неправильном назывании при чтении некоторых букв (неузнавание их), побуквенном (вместо послогового) чтении, искажении звуко-слоговой структуры слов, чтении в направлении справа налево, нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении.

Оказание квалифицированной помощи логопеда поможет преодолеть возникшие трудности и снизить риск школьной неуспеваемости, формирования отрицательных черт личности и окажет благоприятное воздействие на характер всего психического развития ребенка.

Наши специалисты

В Центре «О`Гений» занятия проводит опытные специалисты, работа которых строится в зависимости от сложности и устойчивости нарушений речевого развития, причём всегда в форме индивидуального занятия.

Занятия с логопедом обычно проходят 2-3 раза в неделю, длительность логопедического занятия с ребенком зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и составляет от 20 до 60 минут.

Общая продолжительность курса зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

Систематические занятия при условии помощи со стороны родителей гарантируют достижения хороших устойчивых результатов.

Гостевой визит

Первичная консультация направлена на проведение обследования состояния речевого и психического развития ребенка в соответствии с его возрастом.

По результатам обследования логопед даст заключение, и вы сможете вместе определить, в какой форме построить дальнейшую работу.

Консультация проводится в режиме «Гостевого визита» по предварительной записи.

Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие.

Ещё есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.