Адаптация в средней школе

Поделиться

Адаптация в средней школе

В психологической литературе много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие её диагностировать. И это обосновано, потому что начало школьного обучения – серьёзный этап в жизни маленького человека.

Но, по мнению психологов, в жизни ученика бывает другой кризисный момент – переход в среднюю школу. Ведь это - одновременно и начало подросткового возраста, и период адаптации к новым условиям. Начальные и средние классы разделяют только три летних месяца каникул, за это время ребёнок не приобретает больше уверенности, не становится взрослее и самостоятельнее. Не каждый ребёнок переходит на эту качественно новую ступень обучения с легкостью.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются. И если педагог начальной школы, детально знавший сильные и слабые стороны каждого учащегося, понимавший практически с полуслова и учитывавший особенности (например, темп работы или боязнь отвечать у доски) где-то подтягивал, а когда-то прощал ошибку, то с новыми учителями-предметниками трудно рассчитывать на понимание индивидуальных возможностей. Да и сами учителя очень различаются по темпу речи, стилю общения, требованиям. Адаптация в средней школе_4_Инт..jpg

Ребенок словно попадает в другой мир. Школьный материал значительно усложняется, расширяется круг изучаемых предметов, увеличивается объём и сложность материала. То, что раньше давалось легко, теперь требует гораздо больших усилий.

Процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в условиях новой социальной ситуации в школе называют адаптацией. Критериями её успешности считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствие проблем в общении, эмоциональное благополучие. О высоком уровне школьной адаптации свидетельствуют также развитая учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе.

Дезадаптация

В случае неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - неумении решать задачи, поставленные самой жизнью. Причины школьной дезадаптации могут быть различными, но они вызывают одинаковые проявления: затруднения в учёбе и нарушения в поведении.

В учебной деятельности дезадаптация в основном проявляется:

  • В ухудшении концентрации внимания и снижении функции памяти;
  • В плохо развитой речи (длительное подыскивание слов, паузы, заминки и т.д.);
  • В признаках панического страха перед вопросом учителя, контрольными работами и т.д.;
  • В прогулах учебных занятий, невыполнении домашних заданий.
Адаптация в средней школе_5_Инт..jpg

Наряду с явными проявлениями школьной дезадаптации встречаются её скрытые формы, когда при хорошей успеваемости и дисциплине ребёнок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или учителем, у него отсутствует желание ходить в школу, наблюдаются трудности в общении, формируется неадекватная самооценка.

По разным данным, от 10% до 40% детей испытывают серьёзные проблемы, связанные с адаптацией к школе и нуждаются в психотерапии. Причём, дезадаптированных мальчиков значительно больше, чем девочек, их соотношение примерно 5:1.

Коррекция школьной дезадаптации

Психологическая работа может идти в двух направлениях – с причиной и со следствием (симптомом). Чтобы проблемы не нарастали, как снежный ком, обращайте внимание на любые симптомы и, если вас что-то беспокоит в поведении школьника, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.

Однако, помочь ребенку преодолеть трудности дезадаптации, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только устранив причины. А поскольку затруднения в учёбе зачастую связаны с недоразвитием познавательной сферы, нужно развивать именно когнитивные процессы: внимание, память, мышление, а также умение учиться, приобретать новые знания и навыки.

Обучение в пятом классе происходит более интенсивно и требует большей самостоятельности, но опирается оно на базу, полученную в начальной школе.

Безусловно, к снижению успеваемости приводят несформированные учебные умения и навыки, недостаточный уровень учебной мотивации ребёнка, особенности развития его когнитивной сферы, произвольной сферы (умения слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать соответственно правилам). Дети, не умеющие быстро читать и писать, не поспевают за возросшим темпом работы. А если ребёнок не подготовлен к новым условиям, его успеваемость ухудшается, интерес к учёбе угасает.

Девиз всех обучающих программ Центра Тестирования и Развития Личности «О`Гений»: «Научить легко учиться!»

Коррекционные программы, посвященные обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности, реализуются в нашей Школе быстрого чтения и развития интеллекта.

Проблема нарушения чтения у школьников – одна из самых актуальных, поскольку чтение - средство получения знаний. Если школьник медленно и плохо читает, он ничего не успевает и захлёбывается в потоке информации. Учёными доказано, что ученики средней школы, читающие медленнее 100 слов в минуту, просто обречены на неуспеваемость.

Преподаватели Школы быстрого чтения и развития интеллекта работают по специальным программам, обучают эффективным методам запоминания и скорочтения. Наши методики облегчают процесс восприятия и усвоения информации для любого: школьника, студента, специалиста. Задания для школьников отличаются от методики для взрослых и включают в себя отработку не только навыков быстрого чтения, но и всего того, что способствует успешному обучению.

В курс Школы входят упражнения на развитие арифметико-практического мышления и логики, пространственного воображения, наблюдательности, зрительной памяти, скорости зрительного восприятия, слуховой памяти, гибкости и вариативности мышления, гармонизацию работы полушарий мозга, умение выполнять одновременно две мыслительные операции. На занятиях много времени уделяется развитию всех видов памяти. Слушатели учатся запоминать слова, словосочетания, стихи, тексты, цифры, имена - всё то, что пригодится как в процессе учёбы, так и в дальнейшей жизни. Умственные задания чередуются с различными упражнениями для развития моторики, артикуляции, зрения. Все упражнения носят игровой характер и выполняются детьми с огромным удовольствием.

Занятия в нашей Школе быстрого чтения проходят в малочисленных группах (до 6 человек) 2-3 раза в неделю по 2 академических часа. Тренеры подходят к каждому ребенку индивидуально и дают родителям советы относительно его дальнейшего развития.

Возврат к списку