В стране невыученных уроков

Поделиться

В стране невыученных уроков

или Три причины не помогать ребенку делать «домашку»

- Дома Миша так хорошо все задания делает! И примеры решает правильно, и на вопросы отвечает хорошо, и пишет аккуратно. А из школы приносит одни тройки. Видно, учительница к нему придирается. Ребёнок почти не гуляет, допоздна домашки делает. А результата нет.

Так или почти так рассуждают многие родители школьников. И с ещё большим усердием продолжают муштровать ребенка уроками, заставляя много раз переписывать домашние работы и заниматься дополнительно. Только вот результаты почему-то не радуют.

«Засадить сына за уроки невозможно. Все время у нас скандалы, нытьё. А когда наконец заставишь сесть за письменный стол — начинает отвлекаться, считать ворон, обманывает, говорит, что ничего не задано. Замучилась я с ним!» — сетует мать.

Помощь с домашкой_16_Инт..jpgИ, конечно, рефреном звучит вопрос: «Что делать? Как воспитать в ребенке чувство ответственности?»

Так устроена наша система образования, что школьникам обязательно даются работы на дом. Стоит ли вмешиваться в процесс выполнения домашнего задания и как это делать?

Многие родители считают, что делать с детьми домашнее задание - их святой долг. И если они пустят всё на самотек, то успеваемость ребенка упадёт ниже плинтуса, он нахватает двоек и о поступлении в престижный ВУЗ (даже на платное отделение!) придется забыть.

На самом деле, помогая с домашкой, взрослые часто оказывают детям медвежью услугу. Как же так? Ведь школы всех развитых стран активно пропагандируют вовлечение родителей в детское обучение, да и в кругу мам принято считать, что тот, кто помогает ребенку с заданиями – тот хороший родитель… Почему помогать ребенку с домашним заданием - вредная практика?

Причина первая: ваша помощь не улучшит успеваемость в глобальной перспективе. Родители думают, что, помогая с заданием, они формируют у ребенка новые знания, которые позволят ему в дальнейшем справляться с домашней работой самостоятельно. На самом же деле у ребенка пропадает исследовательский интерес, и новые знания усваиваются хуже.

Недавно американские социологи завершили масштабное исследование, изучающее влияние помощи родителей в выполнении домашних заданий на последующую жизнь детей, их оценки и интерес к учебе. Почти 30 лет ученые собирали данные о вовлеченности родителей в процесс обучения детей. Главной их целью было выяснить, как отличаются показатели детей в разных предметах в зависимости от того, сколько времени и внимания родители тратят на участие в их школьной жизни. Результаты удивили даже самих социологов. Оказалось, что родительская помощь в выполнении домашних заданий во время обучения детей в начальной школе никак не влияет на их успеваемость и оценки. Тогда как помощь ученикам средних классов приводит к тому, что дети показывают худшие результаты, чем те, чьи родители вообще не контролируют их процесс обучения.

Это связывают с несколькими факторами. Во-первых, многие родители, которые стремятся помочь с домашним заданием, сами не очень-то хорошо знают материал - и буквально учат детей своим ошибкам. Во-вторых, родительская помощь серьезно снижает мотивацию детей к обучению в целом. Зачем стремиться что-то познать самому, если вечером хочешь-не хочешь, а придется выслушивать, что об этом думает мама? Пожалуй, проще ничего не делать - примерно так мыслит ребенок.

Причина вторая: потеря ответственности и способности к самоорганизации. Усаживая каждый вечер ребенка за уроки, вы делаете его домашнее задание своей проблемой. И, будьте уверены, именно так это и будет воспринимать ваше чадо - как минимум на бессознательном уровне. Вы действительно хотите отвечать за все решенные примеры и задачи, прочитанные книги, проведенные опыты на протяжение одиннадцати лет? А что будет дальше, в институте? Ах, вы надеетесь, что к тому времени ребенок повзрослеет и станет все делать сам? Не надейтесь. Ребенок, не приученный к самоорганизованности и самостоятельности, будет мучиться сильнее, чем тот, кто уже знает, что это такое - нести ответственность за выполнение домашнего задания.

Помощь с домашкой_11_Инт..jpgОтступите на шаг, дайте ребенку немного свободы и самостоятельности. Как только вы перестанете стоять у ребенка над душой, требовать пересказать прочитанные главы из учебника и продемонстрировать все выполненные задачи (иначе гулять не пойдешь!), ему придется самому начать следить за собой.

Определите сферы ответственности. Ребенок должен знать, что уроки и оценки – это его ответственность. «Мама так сказала», «Я спросил у бабушки, она кивнула» - всё это не снимает с него ответственности за учебу. Настраивайте ребенка так, что его учеба – это как папина работа: очень важно, не всегда хочется, но надо.

Причина третья: страх неудачи и «комплекс отличника» останутся с ребенком на всю жизнь.

Американские исследователи наблюдали за 709 детьми и их родителями, разделив помощь на три категории: прямое вмешательство (когда родитель сидит рядом, подсказывает и даже решает задачи за ребенка), автономная поддержка - взрослые помогают в объяснении заданий и в выполнении того, что физически не по силам ребенку, и предоставление ребенку полной свободы в выполнении домашних заданий без контроля и помощи.

Как выяснилось, чем более директивны родители в помощи, тем хуже это сказывается на показателях успеваемости и на уровне мотивации детей. Особенно это касается учеников средних и старших классов. В то же время дети родителей, которые предоставляли полную автономность или включались в процесс только если задание было действительно слишком сложным, показывали прогресс в успеваемости. Так как в жизни вряд ли возможно никогда не совершать ошибок, подумайте, что важнее - золотая медаль или умение легко и быстро справляться с неудачами и идти дальше?

Значит ли все это, что детям совсем нельзя помогать в выполнении домашних заданий? Не совсем. Просто вы должны приучить себя включаться в процесс спасения ребенка от уравнений и сочинений только в трех ситуациях:

  • Если ребенок не понимает задание - вы можете объяснить его понятнее, но не начинайте предлагать способы решения и делать задание за него.

  • Если для выполнения задания нужно сделать то, что лежит вне зоны детских способностей - например, просверлить дырку в деревяшке, чтобы сделать скворечник.

  • Если учитель отметил, что при выполнении задания нужна родительская помощь.

Привыкнув помогать ребенку, первое время вам будет сложно удержаться. Напоминайте себе, что, позволив ребенку самому решать примеры, вы «работаете на перспективу». Помощь с домашкой_7_Инт..jpg

Если у ребенка постоянно возникают проблемы с выполнением заданий и дома, и в школе, родители склонны связывать плохую успеваемость или с недостаточным усердием ребенка, или с жесткими требованиями учителей.

Родители реагируют на учебную неуспешность по-разному: одни не придают значения и полагают, что ребенок перерастет, научится, когда захочет; другие ужесточают контроль и требования, наказывают за плохие оценки; третьи нанимают репетиторов-предметников.

Репетитор заново объясняет материал, тренирует ребенка в определенной области знаний. Если неуспеваемость вызвана пропусками занятий, такая тактика оправдана. Однако, такой подход позволяет справиться лишь с одной стороной проблемы - усвоением конкретного материала. Но значительное число случаев школьной неуспешности возникает не потому, что ребенок не старается или недостаточно занимается, а оттого, что его мозгу трудно справляться с объемом поставленных задач из-за нетренированной памяти и недостаточного внимания.

Именно поэтому тренировка часто бывает неэффективной, во многих случаях надо не заучивать, а определить источник трудностей и развивать возможности ребенка эффективно пользоваться своим мозгом. Ведь в процессе такой развивающей работы ребенок получает не готовый продукт (выученное стихотворение, выполненное задание), а способность выполнять любые задания адекватной возрасту сложности.

Плохая успеваемость – совсем не приговор, это проблема, которая решаема.

По мнению психологов, большинство «неуспевающих» детей просто не умеют учиться, то есть не владеют определенными приемами и навыками, позволяющими быстро и качественно усваивать новый материал.

Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Дайте возможность выполнять работу не в большем количестве, а эффективнее. Это не так трудно, если обеспечить ребенка инструментами, которые помогут ему учиться. И это особенно важно теперь, когда количество информации растет с каждым днем и надо научиться её принимать, понимать и запоминать.

Для решения проблемы низкой успеваемости и будущих школьных успехов очень важно развитие памяти и внимания. Родителям желательно с раннего детства формировать у своего ребенка способность к концентрации внимания. Знайте, что и внимание, и память можно развить, а это уже серьезный шаг к успеху. Существует масса упражнений и игр на развитие интеллектуальных способностей, которые можно выполнять вместе каждый день. От родителей требуется только найти время и проявить заботу и любовь к ребенку.

Безусловно, тренировки памяти и внимания у детей – процесс длительный и трудоемкий, требующий и времени, и усилий, и, самое главное – систематичности. Не пускайте все на самотек: если вы не займетесь развитием интеллектуальных функций своего ребенка сейчас, когда школьные занятия еще несложные и небольшие по объему, то дальше вы столкнетесь с гораздо большими проблемами, в которых виновата будет невнимательность мамы и папы.

Что за инструменты вы можете дать ребенку? Существуют специальные тренировки мозга, помогающие стимулировать интеллектуальную работу. Скорочтение —вид умственной деятельности, который позволяет развить весь блок психических процессов. Чтобы овладеть скорочтением, необходимо активизировать химические, биохимические реакции всего головного мозга, наработать дополнительные связи между нейронами, увеличить скорость мыслительных процессов, изменить качество мышления.

Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление. Занятия включают упражнения на развитие правого и синхронизацию обоих полушарий. В процессе занятий ребенок знакомится с приемами и методами запоминания и учится их применять на своем учебном материале.

Как записаться на занятия скорочтением в Школу быстрого чтения и развития интеллекта в Курске?

Во-первых, необходимо пройти собеседование. На вводном бесплатном занятии для вас и вашего ребенка проведут урок и ответят на вопросы, а также познакомят с методиками, используемыми в процессе обучения.

Мы берём не всех, у нас с родителями должно быть общее видение правильных методов обучения, а у ребенка — желание пройти тренинг. Мы приняли за правило работать только с теми, кто готов обучаться и с кем нам нравится и интересно работать. Со своей стороны, мы гарантируем результаты.

Звоните, задавайте вопросы, записывайтесь и приходите на занятия в Школу быстрого чтения и развития интеллекта Центра «О` Гений».

Возврат к списку