закрыть +7(951) 335-6-335
+7(4712) 27-26-25
закрыть Поиск
Гиперактивный ребенок в школе

Поделиться

Гиперактивный ребенок в школе

Как помочь ему учиться?

Саша учится в 1 классе. К своим 7 годам он прекрасно умел читать, писать и считать. Ребенок очень активный, любознательный, у него яркая, выразительная речь. Родители полагали, что их сыну будет легко в школе, а первый класс станет местом, где он сможет проявить свои способности. Но на деле произошло другое.

В классе, где 30 человек, Саша не может сконцентрировать внимание ни на каком процессе. Он активен на уроках, но эта активность другого порядка, чем та, которую ждут от школьника. Он вскакивает, перебивает учителя, встревает в его объяснения. В какой-то момент учитель, устав от такого поведения ребенка, отсадил его на заднюю парту. Но и там мальчик не прекратил своей активности. При этом из-за расстояния Саша перестал слушать учителя - учитель уже не попадал в зону его внимания.

Саша задирал соседей, общался с ними, разговаривал. В итоге мальчика отгородили партами от одноклассников, чтобы у него было личное свободное пространство, в котором бы он никому не мешал. Но так как Саша по-прежнему оставался активным, и эту активность надо было куда-то девать, он стал, незаметно от учителя, тихо сползать под парту, дожидаясь, когда учитель отворачивался, выползал к двери и шел бродить по школе, стараясь выскользнуть и за ее пределы тоже. Школа выдержала примерно полгода, после чего маме было поставлено условие: либо она забирает ребенка из школы, либо школа добивается его перевода в школу для детей с девиантным поведением.

СДВГ_2.png

Давайте поищем причины неуспешности активного и любознательного мальчика с прекрасно развитым интеллектом. Что часто удивляет родителей – у ребенка на этот момент есть большой запас так называемых образовательных навыков. Это активные, шустрые дети, которые идут в школу уже читающие, пишущие, считающие чуть ли не в пределах 100. У родителей есть ощущение, что школа, по крайней мере первый класс, будет для них легким времяпрепровождением. Но так бывает не всегда.

Уверены, что большинству из вас знакома ситуация с мозаичным развитием. По каким-то параметрам, например, по развитию памяти и познавательной сферы, они дотягивают до нормы, а какие-то параметры западают. Это зависит от того, какие проблемы и какие ситуации были у ребенка в раннем детстве.

В ситуации с Сашей мозаичность развития выражается в том, что, несмотря на свое прекрасное физическое развитие и хорошее развитие интеллектуальной сферы, у Саши западает эмоционально-волевая сфера. Поэтому ребенок не способен прилагать длительные усилия и совершенно не способен заниматься тем, что ему неинтересно или кажется неважным в эту минуту.

Часто слабость эмоционально-волевой сферы бывает связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У таких детей созревание частей головного мозга, которые отвечают за саморегуляцию, происходит с запозданием. Поэтому им тяжело соответствовать требованиям школьной жизни, они не вписываются в школу по причине своих поведенческих особенностей. Конечно, в классе, где 30 человек, такой ребенок с нарушающим норму поведением сразу расценивается как очень неудобный ребенок.

Такие дети являются группой риска, потому что их не считают нуждающимися в психологической помощи. Как правило, таких детей наказывают, это тот феномен, когда родители и учителя говорят, что ребенок «плохо себя ведет». Раз ребенок плохо себя ведет, значит, что его надо дисциплинировать, приструнивать. Чем больше мер такого наказывающего характера принимается, тем больше возрастает напряжение у ребенка, и способность концентрироваться и прилагать усилия автоматически падает.

Когда мы, взрослые, находимся в стрессе, когда у нас тяжелая эмоциональная ситуация, наши мыслительные способности не функционируют эффективно, что же ждать от маленького ребенка с такими проблемами?

СДВГ_6.png

Как помочь ребенку и на что обратить внимание родителям?

Если вы по дошкольному детству вашего ребенка видите, что он: плохо концентрируется, неусидчив, легко отвлекается, бросает на полпути свои занятия, не способен выслушать и выполнить ваше поручение, то к школе это должно вас обеспокоить.

Часто родители думают, что в садике ребенок был неугомонный, шустрый, с ним мало кто мог справиться, но он пойдет в школу, и все утрясется. К сожалению, не утрясется, более того, ситуация в школе на фоне привыкания к новой обстановке может только ухудшиться. Любой ребенок, пришедший в школу, переживает стресс, а для таких детей из-за их низкой стрессоустойчивости стресс особенно губителен.

СДВГ_3.png

Хорошо бы такому ребенку попасть в класс с малой наполняемостью, но, к сожалению, это практически невозможно. В связи с повышенной отвлекаемостью и со слабой способностью концентрироваться на чем-то одном, в большом классе из 30 детей обстановка для гиперактивного ребенка просто невыносимая, его внимание все время улетучивается.

Нужно обязательно договориться с учителем, чтобы он посадил этого ребенка прямо перед собой на переднюю парту, чтобы в течение урока проявлял у нему индивидуальное внимание, подходил и просматривал его тетрадь, лишний раз ему подсказывал, как выполнить какое-то упражнение. Иногда нескольких проявлений внимания учителя за урок достаточно, чтобы ребенок стал более-менее стабилен.

СДВГ_7.png

Для детей с гиперактивностью также важно в течение 40 минут не сохранять полную неподвижность, а как-то двигаться. Хорошо бы договориться с учителем, чтобы он в середине урока давал ребенку задание пойти намочить тряпку, или протереть доску, или что-то еще сделать, чтобы двигательная активность была легитимной, принятой в классе. Таким образом ребенок не будет нарушать тишину и спокойствие других детей.

Некоторым детям позитивно настроенные учителя предлагают в середине урока встать и пройти по ряду. Если ребенок не способен сконцентрироваться, чтобы пройти и не задеть кого-то, то маленького 7-8 летнего ребенка можно взять за руку и с ним прогуляться по этому классу. Для таких детей движение становится разрядкой.

Если организовать учебный режим с учетом этих особенностей, дети будут гораздо меньше мешать остальным и гораздо больше будут усваивать сами. Таким детям тоже показан щадящий режим, и в середине рабочей недели хорошо бы делать передышку. Желательно забирать его домой сразу же после школы, не оставлять на продленку, чтобы школа не превращалась в перманентное, каждодневное, длительное пребывание, в котором ребенок теряет всякую возможность на чем-то сосредоточиться.

Обязательно нужно учить детей (не только с СДВГ) выражать свои эмоции – особенно негативные – каким-то приемлемым способом. Иначе любую эмоцию, будь то радость, раздражение или обида, он будет ощущать как некоторое ищущее выхода внутреннее возбуждение, которое в какой-то момент прорвется.

СДВГ_4.png

Как правило, оно прорывается хаотичной двигательной активностью, телесными контактами. Таких детей часто называют драчливыми. Это не всегда связано с агрессией, просто они не знают, куда это возбуждение девать, особенно мальчишки – потолкаться, подраться – это способ сбросить телесные зажимы, возбуждение.

СДВГ_8.png

От того, насколько хорошо мы умеем распознавать и выражать свои эмоции, зависит и то, умеем ли мы управлять своими поступками. Тут связь прямая и недаром эта сфера называется эмоционально-волевой. Таким детям бесполезно предъявлять повышенные требования, думая, что они плохо себя ведут. Они просто к этому пока не способны. И в таких случаях очень важна коррекция психоэмоциональной сферы. Было бы хорошо, если рядом с вами был бы специалист, который помог бы выстроить программу коррекции для ребенка.

Обычно при должной поддержке и специальной работе такие дети выравниваются, и очень важно не навешивать на них ярлык злоумышленника, не делать из него козла отпущения в школе. Потому что иначе ребенок очень быстро становится плохим учеником, и у него уже не будет желания учиться и прилагать усилия. А на негативном эмоциональном фоне он и интеллектуально хуже соображает, чем мог бы.

Совет родителям: как работать с эмоциями, если у вас нет рядом специалиста:

Во-первых, надо учить ребенка распознавать свои эмоции. Если вы видите, что ребенок разозлился, расстроился, обиделся или наоборот, чему-то сильно обрадовался, скажите ему об этом, чтобы он знал, как называется то состояние, в котором он сейчас находится. «Я вижу, что ты очень сильно расстроился». «Тебя очень огорчило, что мы не пошли сегодня в кино». Когда мы чувствуем, что ребенок начинает злиться, в нем нарастает гнев, мы тоже говорим ему об этом: «Я вижу, что ты злишься». Когда мы так говорим ребенку, он понимает, что любое его состояние имеет причину и название. Кроме того, ребенок видит, что вы принимаете его в этом состоянии и, значит, это состояние не стыдно испытывать.

И третья важная сторона. После того, как вы научите ребенка распознавать чувства, нужно учить его как-то их выражать, в первую очередь негативные. «Что можно сделать, если я очень сильно злюсь?» Именно этот вопрос ребенок задает родителям, только не словами, а поведением. В вашей семье должны быть общепринятые способы сброса напряжения.

Что вы разрешаете делать ребенку, как он может злиться?

Так как часто напряжение накапливается в теле, распространенный способ – сбросить его через мышечные усилия. Сейчас в продаже много больших мягких пуфов, подушек, которые можно сбросить на пол и предложить ребенку бить эти подушки, валяться на них. Некоторые дети вымещают свою злость на больших мягких игрушках. Это тоже хороший способ. Ребенок никому не приносит вреда в этот момент. Большинству детей важно сбрасывать свой гнев и свое раздражение через звук. Можно разрешить ребенку кричать в ванной.

СДВГ_5.png

Уверены, если вы озаботитесь этой темой, то придумаете много способов разрядки для ребенка, которые не будут нарушать покой других членов семьи и уменьшат риск непредвиденных взрывов, скандалов. Мы не можем запретить ребенку злиться, мы не можем запретить ребенку испытывать негативные эмоции. Это не зависит от нашей воли.

Мы, взрослые, тоже испытываем все эти чувства и надо сказать, что нет ничего хорошего, если мы их подавляем. Ребенок зачастую не может их подавить, запрятать в себя, но даже если у него это будет получаться, негативные эмоции всегда найдут способ выйти каким-то другим образом, в том числе через соматические заболевания (читайте статью на нашем сайте).

Никто не хочет, чтобы ребенок болел, поэтому лучше правильно научить его злиться. О том, как с вашей точки зрения приемлемо выражать свою злость, нужно договориться с ребенком. Можно давать ему в школу какие-то маленькие предметы, которые бы его успокаивали (например, помещающийся в руке маленький мячик, который ребенок начинает мять, когда чувствует, что уже не может усидеть на месте).

Если же вы готовы обратиться к специалистам, предлагаем воспользоваться услугами наших психологов.

Умение осознавать свои эмоции, прорабатывать их и управлять ими, ограничивать их разрушительное влияние на себя, грамотно утилизировав – это всё EQ - эмоциональный интеллект, который можно и нужно развивать. Тренинги для детей и взрослых отлично помогают в этом нашим слушателям.

Замечательно зарекомендовала себя методика песочной психологической терапии, о которой мы писали в отдельной статье на нашем сайте. Специально обученный работе с этой методикой психолог найдет подход к вашему ребенку и поможет выстроить программу коррекции.

Возврат к списку